С момента атаки на Кремль прошло полтора дня. Почти сутки с момента публикации ночных видео и появления официальной реакции на событие, которая была весьма и весьма неоднозначной:
⚡️Попытка атаки БПЛА по Кремлю - это попытка покушения на Путина — Кремль (с)
Какую реакцию Москвы мы видим на данный момент? - Пока никакую, она фактически отсутствует. Правильнее сказать, глубокоуважаемые киевские партнёры её не ощущают, но по древнему русскому обычаю власть начала бить своих:
«Очевидно, что необходимо экстренно разработать и принять комплекс законов, жестко регламентирующий все сферы этого важнейшего вопроса о беспилотниках, который напрямую касается вопросов безопасности» (депутат Хинштейн)
Разные регионы России продолжают запрещать полёты любых беспилотников. Как-будто террористы, атакующие Кремль и другие объекты, до этого спрашивали разрешения у властей для своих полётов, а после введение запретов не будут летать без разрешения.
Этот момент, я считаю, вообще недостаточно отрефлексирован, но он является опасной угрозой для нашей страны. Я имею ввиду тот образ действий, который раз за разом демонстрирует нынешняя власть, её культура управления. Выражается она в двух коротких словах - "ЗАПРЕТ" и "УЖЕСТОЧЕНИЕ". Если враг хочет всерьёз ослабить Россию, ему бы следовало использовать дешёвые, но яркие меры, чтобы добиться от властей России порции новых запретов и ужесточений, которые в итоге бьют по её же экономике и безопасности.
Ведь совершенно закономерно, что текущая бес-пилотникофобия в итоге приведёт к полному запрету данных устройств в России. А это не только новые методы управления производствами, не только новые возможности досуга, но и прекращение поставок на фронт силами волонтёров. К огромной радости той стороны, у которой снабжение беспилотниками давно поставлено на поток. Повторяется дешёвый трюк времён Рейгана: стоило только испугать этих русских "Звёздными войнами", как они подхватывают игру и включаются в ненужную гонку вооружений. На новом витке фарса - гонку разоружения.
Но давайте ещё о реакциях с другой точки зрения. Вчерашняя атака на Кремль не была сама по себе. В последние дни мы наблюдаем многочисленные удары по территории России: это и два сошедших под откос поезда в Брянской области, и поваленные опоры ЛЭП в Ленинградской области, и атака на военный аэродром Сеща с Русланами, и уничтожение цистерны на нефтяном перевале на Тамани. Потом Кремль. Теперь вот с утра известие о атаке на Ильский НПЗ.
В связи со вчерашней атакой многие уже вспоминали заявление МО РФ от апреля 2022 о том, что если будут продолжаться атаки по территории РФ, последует грозный ответ. С тех пор было очень много ударов по территории РФ, Белгород и Брянск уже привыкли жить под обстрелами. Многие злобно шутили: мол, ну если только по Кремлю прилетит, тогда начнут отвечать.
И вот прилетело.
Вопрос военной целесообразности ответа, его эффективности оставим за скобками. Возможно, его и готовят, и он будет болезненный для Киева. Поживём-увидим. Тут речь уже о другом.
Может ли государство быть аморальным? Ну, вопрос может показаться странным. Конечно, нет. Но кажется, наше государство пытается быть избирательно моральным: тут пишем, тут складываем, тут рыбу заворачиваем.
С одной стороны, идёт бесконечная накачка патриотическим символизмом: деды-воевали, Победа, ленточки, помним, дети рисуют солдат, мы вместе, я горжусь, вот всё это. Понятно, что мы - жители России - и так помним и гордимся, но госпропаганда по теме защиты Родины, по теме символов работает на полную катушку день и ночь, как-будто ещё крепче хочет вбить нам в голову и так очевидные вещи.
С другой стороны, вот вчера было совершено показательное унижение одного из символов России. Во-первых, Кремль - это вообще самый узнаваемый символ России в мире. В Париже Эйфелева башня, в Нью-Йорке Статуя свободы, в Лондоне Тауэр, в Москве Кремль. Дрон взорвался не абы где, а в очевидной попытке уничтожить другой государственный символ - Штандарт Президента РФ, тот самый флаг с гербом, который развевается над Сенатским дворцом и виден с Красной площади.
Так может ли государство молчать и ничего не делать, когда публично, на весь мир, атакуют его символические места? Может ли государство, которое поразительно хладнокровно ведёт себя в случае, когда его публичные символы физически уничтожают, потом в обращении с народом пользовать государственнический символизм? Если и правда символы ничего не стоят, то зачем простому русскому Ваньке умирать в окопах? За повышенные фронтовые выплаты и страховку в 7 миллионов по случаю смерти? "Позади Москва, отступать некуда". Но если даже Москва атакована, и власть ничего "такого" в этом не видит, то что такое государство вообще?
Страна не может жить вечно в шизофрении, раздвоении понятий. Это очень некомфортная ситуация для нормального здорового человека, он рано или поздно постарается с ней покончить, сделав тот или иной выбор. Государство у нас сейчас управляется по-чекистски, тайно, всё "спец" и "в Генштабе поумнее тебя сидят". Это хороший подход для работы спецслужб, но плохой для целой страны. Если нет общепринятых понятий о том, что допустимо, а что нет, то нет и страны, а есть один сплошной волюнтаризм, кто сильнее, тот и прав, и легитимация действий происходит задним числом с отсылками к "хитрым планам" и прочим "Йеллоустоунам".
Поэтому те, кто требует прямо здесь и сейчас ответить Киеву на этот теракт, поступают гораздо мудрее, чем те, кто требует в 100500-й раз явить миру "великое русское мычание" и дожидаться решения начальства, которое в неизъяснимой мудрости своей лет через ...цать выпустит фильм, в котором расскажет, что именно такой порядок вещей и был самым оптимальным.
Фактически, люди требуют, чтобы хоть что-то оставили от страны, хоть что-то святое, что нельзя трогать. Простой понятный патриотизм. Ведь его же пытались воспитать в нас последние два десятилетия? Так что ж ты, фраер, сдал назад?..